Рабочая программа ВД НОО Краеведение

Утверждено приказом
от 31.08.2023 № 140-А
(Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Краеведение»
для 2- 4 класса
начальное общее образование
(уровень)

Направления: социальное
Срок реализации: 3 года

Составлена на основе примерной программы: Примерная программа по
учебному курсу «Краеведение» для обучающихся 2–4-х классов Сахалинской
области/ Министерство образования Сахалинской области Государственное
бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования «Институт развития образования Сахалинской области» (ГБОУ
ДПО ИРОСО). – Южно-Сахалинск, 2020
Автор программы: Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Институт развития
образования Сахалинской области» (ГБОУ ДПО ИРОСО)

СОДЕРЖАНИЕ:

Содержание
программы
внеурочной
деятельности
«Краеведение»
2 класс
3 класс
4 класс
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Краеведение»
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Тематическое планирование
2 класс (34 часов)
3 класс (34 часов)
4 класс (34 часов)

3
3
5
7
10
10
10
12
14
14
15
16

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
2
класс (34 ч)
Раздел «Где мы живём»
Родной край — Сахалинская область
Знакомство с целями и задачами учебного курса. Имя родного края Сахалинская область. Образование Сахалинской области.
Сахалинская область на карте.
Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место
Сахалинской области карте Российской Федерации, субъекты- соседи.
Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов: Большая
Курильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская
гряда.
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и
своего родного города (села).
Главные государственные символы Сахалинской области: герб, флаг.
История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных
символов герба и флага Сахалинской области от герба и флага России. Герб
островной столицы Сахалинской области–Южно- Сахалинска. Государственные
символы своего города (села). История их зарождения.
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.
Национальный состав населения Сахалинской области; язык,
культура, традиции.
Жилища,
быт,
хозяйственная
деятельность
и
культура
коренных малочисленных народов Севера.
Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области?
Айны, нивхи, уильта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места
расселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока»,
«Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной мудрости в сказке. Уроки
сказки.
Город и село.
Характерные особенности городских и сельских поселений. Сахалинской
области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село):
история зарождения и развития.
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.
Составные части экономики Сахалинской области.
Раздел «Природа»
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озера.
Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озёра
их расположение, очертания, основные природные особенности.
Опасные природные явления Сахалинской области.
Опасные
природные
явления
Сахалинской
области.
Явление «землетрясение».
Предвестники
землетрясений.
Профессия
«сейсмолог». Правила
3

поведения и способы спасения при землетрясениях. Почему извергаются
вулканы. Предвестники извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила
поведения и способы спасения при извержениях вулканов.
Природные пожары в Сахалинской области.
Какие пожары бывают. Что такое природный пожар? Чем опасен
природный пожар. Профессия пожарный. Правила поведения и способы
спасения при пожаре.
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалин и Курильских островов
Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит,
Уголь, нефть, базальт, пемза.
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы,
грибы.
Распространённые деревья, кустарники и травы Сахалинской области.
Красная книга Сахалинской области: растения и грибы.
Дикие животные Сахалинской области.
Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга
Сахалинской области: животные.
Культурные растения Сахалинской области.
Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни
человека.
Домашние животные в Сахалинской области.
Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в
жизни человека.
Взаимосвязи в природе.
Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края.
Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для
родного края в разные времена года.
Раздел «Культура и образование»
Культура и образование в Сахалинской области
Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал,
библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в
Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества.
Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А.П. Чехова.
Раздел «Путешествия»
Путешествие по своему муниципальному образованию. Мой родной город
(село), в котором я живу. В состав какого муниципального образования’
Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр
муниципального
образования,
история
основания, основные
достопримечательности.
Путешествие
по
Сахалинской
области.
Главные
города–
административные центры муниципальных образований.
Муниципальные
—
образования
Сахалинской
области.
Города Сахалинской области.
4

Путешествие по столице островного края — Южно-Сахалинску.
Город Южно-Сахалинск, как город областного значения и
административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об
истории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб Южно- Сахалинска.
Основные достопримечательности города.
3 класс (34 ч)
Раздел «Природа»
Природа. Природные сообщества в Сахалинской области.
Разнообразие природы родного края. Основные природные сообщества
Сахалинской области. Ценность родной природы для жителей
Сахалинской области.
Леса Сахалинской области.
Листопадные и хвойные леса Сахалинской области.
Луга Сахалинской области.
Природное сообщество (луг).
Озёра и болота в Сахалинской области.
Озёра и болота как природные сообщества.
Обломочные породы Сахалинской области
Знакомство с обломочными горными породами острова Сахалин,
Курильских островов и своей местности, их виды: галька, гравий, валуны, и
глыбы, характерные черты.
Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины и
последствия. Охрана природы родного края.
Что изучает экология. Состояние экологии в Сахалинской области:
атмосферный воздух, водные ресурсы, состояние растительного и животного
мира.
Охрана природы в Сахалинской области.
Изучение
природоохранных
территорий
своего
муниципального образования.
Особенности
природоохранных
территорий
своего
муниципального образования.
Памятники природы в Сахалинской области.
Охрана памятников природы в Сахалинской области. Местный памятник
природы.
Раздел «Наша безопасность»
Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины в
Сахалинской области. Климатические опасные явления: ураганы, бури, грозы,
смерчи.
Почему случаются обвалы и оползни. Почему бывает сель. Опасность
схода снежных лавин в Сахалинской области. Наука «гляциология». Правила
поведения зимой в горах, способы спасения при обвалах/оползнях, селевых
потоках и снежных лавинах. Что изучает наука «метеорология». Ураган и буря.
Бывает ли в Сахалинской области смерч? Опасность — гроза.
5

Раздел «Мы и наше здоровье»
Опасные инфекционные болезни. Основы ЗОЖ и профилактика
инфекционных болезней.
Коронавирусная инфекция, грипп, пневмония, туберкулез, холера и др.
Профилактические прививки:
быть
или
не
быть?
Рацион
здорового питания.
Раздел «Общество»
Социокультурное сообщество Сахалинской области.
Мы — граждане России, жители Сахалинской области, люди разных
поколений, различных взглядов, социальных групп.Государственные символы
Сахалинской области. Глава региона. Главы муниципальных образований.
Коренные малочисленные народы Севера.
Быт, хозяйственная деятельность, традиционные жилища и промыслы
уйльта и эвенков. Уйльтинский фольклор. Сказка-потешка «Птичка- синичка».
Эвенкийская
литература.
Творчество
Семена
Александровича Надеина. Сказки «Олопотык и карав», «Коварство соболя»,
«Самый сильный» и др. Мастерство писателя. Выражение в фольклоре
национальных черт характера.
Раздел «Экономика»
Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ.
Наиболее важные в экономике Сахалинской области полезные
ископаемые. Значение, способы добычи и охрана.
Нефтегазовой комплекс Сахалинской области.
Добыча нефти и газа, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», первый в
России завод по производству сжиженного природного газа. Профессии в
нефтегазовой отрасли.
Растениеводство.
Основные–отрасли растениеводства Сахалинской области: овощеводство,
плодово-ягодное хозяйство. Продукция растениеводства. Профессии в отрасли
растениеводства.
Животноводство.
Животноводство
—
отрасль
сельского
хозяйства:
свиноводство, птицеводство, скотоводство в Сахалинской области. Продукция
животноводства. Профессии в отрасли животноводства.
Рыболовство.
Добыча
рыбы
и
морепродуктов
в
Сахалинской
области.
Продукция рыболовства. Профессии в отрасли рыболовства.
Раздел «Путешествия»
На севере острова Сахалин.
Города и села на севере острова Сахалин: географическое положение,
история, экономика, достопримечательности (Оха, Ноглики и Чайво).
На западном побережье о. Сахалин.

6

Города и села западного побережья: географическое положение, история,
экономика, достопримечательности (Александровск-Сахалинский, Углегорск,
Красногорск).
В центральной части острова Сахалин.
Города и села центральной части острова: географическое положение,
история, экономика, достопримечательности (Тымовское, Смирных, Буюклы,
Поронайск).
На юге острова Сахалин.
Города на юге: географическое положение, история, экономика,
достопримечательности (Долинск, Невельск, Холмск, Корсаков).
На Курильских островах.
Главные города и населённые пункты Курильских островов:
географическое
положение,
история,
экономика,
достопримечательности(Северо-Курильск, Курильск, Южно-Курильск).
Наши ближайшие соседи.
Япония, Северная Корея, Южная Корея, Китай, их столицы и
достопримечательности.
4 класс (34 ч)
Раздел «Земля и человечество»
Мир глазами археолога.
Понятие об археологии как науке. Источники исторических сведений на
примере родного края. Значение археологии, архивов и музеев для изучения
истории.
Мир глазами эколога.
Сохраним красоту и здоровье природы Сахалинской области (экскурсия в
природное сообщество).
Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи.
Места проживания айнов, нанайцев, нивхов. Жилища, быт их
хозяйственная деятельность. Традиционная одежда. Культура.
Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль в
создании нивхской письменности.
ВМ. Санги как основатель нивхской литературы, создатель письменности
восточно-сахалинского диалекта нивхского языка. Обзор творчества В. М.
Санги. Сказки «Бурундук, кедровка и медведь», «Мудрая нерпа», «Кыкык»,
«Тюлени и камбала» и др. в пересказе и переводе В.М .Санги. Герои сказки.
Моральная оценка поступков героев. Сходство и различие нивхских и русских
народных сказок.
Раздел «Природа родного края»
Равнины и горы Сахалинской области.
Географические
особенности
расположения
СевероСахалинской равнины, Тымь-Поронайской равнины, Сусунайской равнины,
Восточно-Сахалинских гор, Западно-Сахалинских гор, Сусунайского хребта.
Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинской области.
7

Происхождение названия выбранного для описания водного объекта, его
природные особенности и экологические проблемы.
Растительный мир морей вокруг Сахалинской области.
Растения морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека.
Красная книга растений Сахалинской области.
Красная книга растений Сахалинской области. История создания. Роль
Красной книги растений Сахалинской области в охране редких и исчезающих
растений.
Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия в
краеведческий музей или виртуальная экскурсия).
Животные морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни
человека.
Красная книга животных Сахалинской области.
Красная книга животных Сахалинской области. История создания. Роль
Красной книги животных Сахалинской области в охране редких и исчезающих
растений.
Характеристика природной зоны, в которой мы живём.
Природная зона тайги: особенности почв, состава древесных пород,
животные.
Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание -цунами!
Опасность наводнения.
Явление «цунами». Есть ли у цунами предвестники? Правила поведения и
способы спасения при опасности волн цунами. Почему происходят наводнения.
Правила поведения при опасности наводнения.
Раздел «Страницы истории родного края»
Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье.
Первые люди на острове Сахалин и Курильских островах.
Ледниковый период. Сухопутные мосты. Древние люди островов и их занятия.
Крепости эпохи средневековья на острове Сахалин. Военные экспедиции
монголов на остров Сахалин.
Время отважных путешественников.
Открытие острова Сахалин и Курильских островов русскими
землепроходцами. И.Ю. Москвитин, В. Д Поярков, В.В. Атласов. Первая русская
кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна. Экспедиция Г.И.Невельского и ее
значение.
Спор за территорию острова Сахалин и Курильских островов между
Россией и Японией.
Трудные переговоры второй половины ХХ века. Санкт- Петербургский
договор 1875 г.
Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине ХIХ
века.
Сахалинская каторга. Хозяйство и быт русских поселенцев. А.П. Чехово
жизни сахалинских поселенцев и каторжан.

8

Русско-японская война 1904-1905 года.
Вторжение японцев на остров Сахалин. Оборонительные бои русских
партизан. Подвиг крейсера Новик. Потеря Россией южного Сахалина.
Отмена каторги на острове Сахалин.
Северный Сахалин в составе Советского Союза.
Установление советской власти. Александровск-Сахалинский —главный
город северного Сахалина. Хозяйство северного Сахалина: нефтяная, угольная,
лесная, рыбодобывающая промышленность.
Южный Сахалин в составе Японии.
Губернаторство Карафуто. Тоёхара — столица губернаторства Карафуто.
Освоение природных богатств южного Сахалина. Принудительное переселение
корейцев на юг Сахалина, их непосильный труд на японских предприятиях.
Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны.
«Больше нефти для наших боевых кораблей, танков и самолетов!».
Завершение строительства нефтепровода на материк Оха — Софийск-на-Амуре.
Сбор средств всенародной помощи фронту.
Советско-японская война 1945 г.
Япония — союзница фашистской Германии. Вступление Советского
Союза в войну с Японией. Разгром японский войск на Курильских островах и
южном Сахалине. Герои боев за южный Сахалин и Курильские острова.
Капитуляция Японии. Вхождение южного Сахалина и Курильских
островов в состав Советского Союза.
Мирное развитие Сахалина и Курильских островов.
Образование Сахалинской области 2 января 1947 года. Восстановление
городов и сел. Массовое переселение на остров Сахалин и Курильские острова
советских людей. Создание авиационных и морских портов. Развитие нефтяной
и угольной промышленности. Строительство школ, больниц, учреждений
культуры. Знаменитые земляки, прославившие себя трудом.
Сахалинская область сегодня.
Глава области — губернатор. (Сахалинская областная Дума и
Правительство
Сахалинской
области. Устав
(Сахалинской
области. Общественная палата Сахалинской области.
Российского владения земля!
Попытки Японии вернуть Курильские острова. Конституция РФ о защите
территориальной целостности страны (статья 67).

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с
учебным предметом «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основа умения учиться.
Личностные результаты:
1)
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину,
историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие
родного края;
2) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре
народов, проживающих на территории Сахалинской области;
3) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
4) развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
5) установка на здоровый образ жизни;
6) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира
Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
7) формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой
Сахалинской области, знакомства с многонациональной культурой родного
края.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1) принимать и сохранять учебную задачу;
2) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем,
3) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачейи
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
4) учитывать установленные правила в планировании и контроле
способарешения;
5) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиямданной задачи;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

10

заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая — электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
2)
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации
обокружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
3) использовать знаково-символические средства, в том числе модели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
4) проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
5) строить сообщения в устной и письменной форме;
6) ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
7) основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов);
8) осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
9) осуществлять синтез как составление целого из частей;
10) проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
11)
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
12) строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1)
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая егоаудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формойкоммуникации, используя в том
числе средства и инструменты ИКТ идистанционного общения;
2) допускать возможность существования у людей различных
точекзрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться
напозицию партнера в общении и взаимодействии;
3) учитывать разные мнения и стремиться к координации
различныхпозиций в сотрудничестве;
4) формулировать собственное мнение и позицию;
5)
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,
6) строить понятные для партнера высказывания, учитывающие,
чтопартнер знает и видит, а что нет;
7) задавать вопросы;
8) контролировать действия партнера;
9) использовать речь для регуляции своего действия;
10) адекватно использовать речевые средства для решенияразличных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,владеть
11

диалогической формой речи.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Краеведение»,сопряженного с
интегрированным курсом «Окружающий мир» обучающиесяна ступени
начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях
каккомпонентах
единого
мира,
овладеть
основами
практикоориентированныхзнаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный
взгляд на мирв его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур ирелигий; лучше узнать свою малую родину - Сахалинскую область;
- обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскуюобласть,
осознают свою этническую и национальную принадлежность вконтексте
ценностей
многонационального
российского
общества,
а
такжегуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций,способствующих
формированию
российской
гражданской
идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностногоотношения к
миру природы и культуры Сахалинской области;
- получат возможность осознать своё место в мире на основе
единстварационально-научного
познания
и
эмоционально-ценностного
осмысленияличного опыта общения с людьми, обществом и природой, что
станетосновой уважительного отношения к иному мнению, истории,
культуредругих народов, проживающих на территории Сахалинской области;
- изучат растительный и животный мир Сахалинской области;
- познакомятся с традициями и устоями коренных народов
островаСахалин и Курильских островов, с творчеством поэтов и
писателейСахалинской области.В результате изучения курса выпускники
заложат фундамент своейрегиональной идентичности, экологической и
культурологическойграмотности, получат возможность научиться соблюдать
правила поведенияв мире природы и людей, правила здорового образа жизни,
освоятэлементарные
нормы
адекватного
природе
и
культуросообразногоповедения в окружающей природной и социальной среде.
Выпускник научится:
- называть субъект РФ — Сахалинскую область, находить на карте
Сахалинскую область (о.Сахалин, Курильские острова), г. ЮжноСахалинск
— главный город Сахалинской области;
- различать государственные символы Сахалинской области — флаг,герб;
- приводить примеры народов, проживающих на территорииСахалинской
области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;
- приводить примеры учреждений культуры и образованияСахалинской
области, своего города (села);
12

- находить и показывать на карте Сахалинской области моря,омывающие
Сахалин и Курильские острова, реки и озёра Сахалина;
- узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;
- определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений;
- наблюдать за погодой своего края;
давать
краткую
характеристику
на
основе
наблюдений
особенностямповерхности родного края;
называть,
давать
краткую
характеристику
на
основе
наблюденийводоёмам родного края;
- описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера);
- называть и давать краткую характеристику на основе
наблюденийрастениям родного края;
- называть и давать краткую характеристику на основе
наблюденийживотным родного края;
- описывать природные сообщества родного края (2—3 примера наоснове
наблюдений);
описывать
положительное
и
отрицательное
влияние
деятельностичеловека на природу родного края (на примере окружающей
местности);
- описывать главный город Сахалинской области — ЮжноСахалинск:достопримечательности, история и характеристика отдельных
историческихсобытий, связанных с ним;
- воспринимать родной край как частицу России; давать
описание(характеристику) родного села, города (населённого пункта),
региона:название,
основные
достопримечательности,
музеи,
театры,
спортивныекомплексы и пр.;
- особенности труда людей родного края, их профессии;
- различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;
- понимать место Сахалинской области в истории России;
- принимать посильное участие в охране памятников природы, историии
культуры своего края;
использовать
различные
источники
информации
(на
бумажных,электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с
цельюпоиска информации о Сахалинской области, родном городе (селе)
длясоздания собственных устных или письменных высказываний.
Использование
краеведческого
материала
способствует
активизацииучебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает
благотворноевлияние на патриотическое воспитание младших школьников,
воспитываетучеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор.
В процессе освоения материала у школьников формируются
базовыеумения: работать с краеведческой литературой, анализировать
полученнуюинформацию,
применять
коммуникативные
навыки,
использоватьисторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в
современномполикультурном мире, полиэтническом и многоконфессиональном
13

обществе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
1
2
3
4

Название разделов, больших тем
Где мы живем
Природа
Культура и образование
Путешествия
Итого:

Всего
часов
14
12
3
5
34

в том числе:
практ.
Контр.
5
2
9
2
1
16
3

14

3 класс
№
1
2
3
4
5
6

Название разделов, больших тем
Природа
Наша безопасность
Мы и наше здоровье
Общество
Экономика
Путешествия
Итого:

Всего
часов
8
2
2
10
5
7
34

в том числе:
практ
контр
3
2
4
1
1
9
-

15

№
1
2
3
Итого:

4 класс
Наименование разделов, больших
тем
Земля и человечество
Природа родного края
Страницы истории родного края

Всего
часов
8
14
12
34

в том числе:
практ
контр
3
3
-

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».